Каталог товаров
Мастера петриковской росписи.
Фото:
Интернет-магазин украинских сувениров и подарков ручной работы - Souvenir.com.ua

        Мастера петриковской росписи.

К старшему поколению петриковских мастеров принадлежат Татьяна Пата, Арина Пилипенко, ее сверстница Надежда Билокинь, Полина Глущенко, и кое-что из более молодых Анна Исаева и Надежда Тимошенко.
Все они сформировались как творческие личности на протяжении первой трети столетия, в пору развития местного рисования как изобразительного фольклора, когда рисовали пышные цветистые "цветки" на грунте стены (рисованные печи), а позже - на бумаге (малевки - фрагменты росписи печей, полотенца, наличника), были неотъемлемой частью общего декора традиционного жилья. Целостное фольклорное мироощущение, представленное сквозь призму собственной индивидуальности мастера, - характерная фундаментальная художественная черта этого поколения.

Общей чертой творчества мастериц этого поколения является непосредственность, искренность, обостренное ощущение декоративности. Они строят свои композиции на одновременном контрасте основных и дополнительных цветов, совершенно владеют традиционной техникой росписи яичной темперой. Для композиционных схем их произведений характерная некоторая статичность, уравновешенность всех элементов, ритмическое повторение цветов. Тем не менее, их сюжеты не одинаковые, и несут в себе черты неповторимой индивидуальности. Одна из старейших петриковских мастериц декоративной росписи - Татьяна Пата. ее техника чрезвычайно разнообразная. Художница объединяет широкий сочный мазок с легкими, прерывчатыми, выцарапывает щепочкой тоненькие прожилки в середине листочка, кистью из кошачьей шерсти выписывает ее краешки, лозинкой выбирает лепестки цветов, пальцем обрисовывает прозрачные округлые ягоды.

В особенности плодотворной и интенсивной было творчество Татьяны Паты в 1930-е годы, ее многочисленные букеты никогда не повторяют ни предшествующей композиционной схемы, ни художественных орнаментальных мотивов.

/В 1940-х, 1950-х и в начале 1960-х лет среди любимых орнаментальных композиций художницы появляются новые мотивы: теперь она с готовностью изображает птиц - как фантастических ("Птицы в цветах"),

так и реальных ("Кукушка на калине")

Произведения Паты обозначены чрезвычайной жизнерадостностью, мажорным восприятием цвета, ее росписи будто насквозь пронизанные горячим солнечным лучом. Сильные контрастные соединения цветов (красного разных оттенков, синего и желто-зеленого) не разрушают общей целостности и одноплановости плоскостного, декоративного трактовки букета. В нем ничто не теряется, все уравновешенно и ритмически согласованно, хотя в композиции отсутствующая сухая зеркальная симметрия. Чрезвычайно находчивая Пата в передаче материальности листочков, лепестков и цветов. С тонкой наблюдательностью любовно воссоздает она наиболее характерные черты каждой веточки, каждой луговой травинки, сохраняя одновременно принцип обобщенности и типизаци. Все изображенное трактуется мастерицей однопланово, плоскостно, отдельные элементы композиции - ягодки и листья - не закрывают друг друга, а ритмически располагаются на бумаге в наивыгоднейшем для показе своей формы положении. Поэтому и одинаковые мотивы композиции у Паты не кажутся однообразными, сухими и скучными. "Они, - говорит сама Татьяна Якимовна, -и все одинаковые, и все разные".

В композициях этих лет мы ярко видим "живописность" художественного мышления, тонкий лиризм и виртуозную манеру цветочного рисования Татьяны Паты. Изобразительный момент, заметный еще в первых произведениях начала XX столетия, в этот период достиг своего апогея, превратил традиционный "букет" с птицей в калиновую рощу, где кует седая кукушка, или на райские кусты, где гордятся фантастические павлины. Художественная образность рисования Паты тесно связанная с народной песенностью, тем не менее это не прямые иллюстрации, а, скорее, многоплановые ассоциации. Огромный диапазон ее технических приемов поражает.

Очень своеобразным мастером является Н.Билоконь

/Для ее творчества характерные традиционные цветочные мотивы: "лучка", "георгины", "кучерявки" и.т.п.. Наблюдая окружающий растительный мир, она создает новые формы, подчеркивая определенные черты изображенного растения. Рядом с орнаментальными растительными рисунками известные жанровые композиции Билокинь. Все они отмечаются динамичностью и яркой колоритностью рисунка.

Творчество Надежды Билокинь - это декоративная стихия традиционной Петриковки, одна и та же "любовь к цветистой расцветке украинки-крестьянки", упомянутая искусствоведом Евгенией Вирчснко еще в конце 1920-х лет. Мастерица из детства работала исключительно в русле малевки, которую воображала, прежде всего, частью общего ансамбля традиционных домашних украшений. Отсюда органическая родственность ее произведений с местными вырезками и вышивками. Стремление Билокинь к интерьерной целесообразности созданного для городских заказчиков рисования 1960-1970-х лет обусловило появление композиций нового типа - больших произведений репрезентативного характера, в которых часто объединялись несколько типичных композиционных схем, обогащенных великим множеством новых, иногда непривычных, элементов и деталей. Они, будто мозаика, созданная сильными, удивительно подвижными мазками, плотно укрывают весь бумажный лист густым контрастным анилиновым узором, ограниченным берегами "коврика" или гирляндами "вензеля", что придает роботам определенной "музейной картинности". Несмотря на будто тяжеловатую обстоятельность поздних произведений мастерицы, вообще они лишены перегруженности и пестроты благодаря тонкой композиционной и колористичной организации, гармонии основного и второстепенного. Приподнятая оптимистичность и мягкий юмор, который определяют характер художественных образов, присущие всем направлениям рисования "поздней" Билокинь и представленные цветами, птицами в цветах, жанровыми композициями, изобретательницей которых в петриковской общине она была.

Спокойная, величественная уравновешенность цветочного рисования Арины Пилипенко больше всего отвечает эстетике традиционной стенописи. Вероятно, это древнейшая линия развития петриковской малевки. Статичность четких, подчеркнуто симметричных композиционных построений, монументальная обобщенность форм, контрастное противопоставление массивных, целиком "залитых" цветом растительных элементов и белого фона, - все это предоставляет какой-то геральдической значимости "ветвям", "ветвям-вазонам", "венчикам" работы Пилипенко. Впрочем она могла рисовать совсем по-иному, приближаясь за стилистикой к мастерицам круга Татьяны Паты, что удостоверяют малевки 1920-х лет из коллекции Государственного музея украинского народного декоративного искусства.
 

        Мастера петриковской росписи.

О.Пилипенко и Н. Тимошенко пишут большей частью традиционные букеты фантастических цветов и малевки - фризы, наличника и отдельные веточки с цветами для архитектурного декора, который заменяет собою настенная роспись. В них преобладают контрастные цветные восстановления. Пишут они анилиновыми красками, разбавленными на яичном белке. Г.Глущенко и Г.Исаева - художницы, так сказать, переходного типа .

Они не учились в школе Паты, но работали вместе с ней. Глущенко выполняла заказы для эскизов архитектурного оформления, написала много декоративных панно, вырезала вирезки из бумаги. Работает она преимущественно гуашью, применяя красный и зеленый фоны. Исаева хорошо владеет четким рисунком и рисует большей частью традиционные букеты, отдельные элементы которых использует для подлаковой росписи на сувенирных изделиях.

В связи с подготовкой к первой республиканской выставке украинского народного искусства в Киев были приглашенные народные мастера из всей Украины. Из Петриковки в Киев в 1935 году приехали Т.Пата, Н.Билокинь, В.Вовка, Г.Павленко, Г.Исаева. Здесь были открыты экспериментальные мастерские при Киевском государственном музее украинского искусства, где рядом с народными мастерами работали и художники-проффесионали, среди которых были живописец и график М.Рокицький, керамисты П.Иванченко, О.Грядунова и много других. Творческое содружество художников-профессионалов и народных мастеров была полезной, так как положила начало сближению народного декоративного искусства с художественной промышленностью, обогатила петриковскую роспись приемами профессиональной станковой книжной графики. В оформлении книжек и открыток принимали участие Т.Пата, Н.Билокинь и некоторые другие мастера.

/На Первой выставке украинского народного искусства в Киеве и Москве, которая состоялась в 1936 году, рисунки петриковских мастеров пользовались большим успехом Несколько участниц выставки были награждены дипломами І степени (О.Пилипенко, Г.Исаева), а Т.Пате и Н.Билокинь, кроме того, были присужденны почетные звания мастеров народного творчества. Важную роль сыграла открытая в 1936 году в Петриковке школа декоративного рисования, которая начало готовить художников-исполнителей и инструкторов для работы в разных областях художественной промышленности. Композицию орнамента преподавала в школе Т.Пата, а со временем и ее дочь Векла Кучеренко. Школа существовала с 1936 по 1941 год и сделала четыре выпуска: первый был с двухлетним обучением, а три последние - с трехлетний. Из Петриковськой школы декоративного искусства вышло целое поколение учеников Т.Паты, в том числе и известные мастера: Марфа Тимченко, Евдокия Клюпа, Галина Прудникова, Векла Кучеренко, Иван Завгородний, Мария Шишацька, Вера Клименко-Жукова, Нина Шулик, Василий Соколенко, Федор Ланко и Зоя Кудиш .

 

        Мастера петриковской росписи.

Самыми заметными художественными фигурами этого поколения являются Федор Панко и Василий Соколенко которые в течение многих лет возглавляли промысел, плодотворно творчески работали и преподавали. В отличие от мастериц-ровесниц, которым присуща в творчества камерная интонация, они активно расширяли сферу применения рисования, первыми овладевали новые техники и технологии, вводили и обрабатывали новые темы, образы, мотивы, экспериментировали в области художественно-выразительных средств.

Тем не менее по характеру мировосприятия и художественного одаренности эти очень разные художники. С 1958 года Ф.Панко преподает композицию петриковского орнамента в петриковском филиале Днепропетровской детской художественной школы. Ученики, которые закончили эту школу, большей частью работали художниками на фабрике "Дружба" или на Днепропетровском художественно-производственном комбинате. Ф.Панко работал также и в области стенописи. В 1962 году он возглавил бригаду петриковских мастеров, которые под его руководством и за его эскизами расписали интерьеры петриковской столовой, а более поздний - фойе Дома культуры в селе Хорошем и проходная на фабрике "Дружба" в Петриковке. Много времени посвятил мастер педагогической деятельности. На фабрике "Дружба" работали художниками также такие мастера среднего поколения петриковцев, как Евдокия Клюпа, Анна Данилейко, Иван Завгородний.

В 1970 году при Днепропетровском художественно-производственном комбинате была созданная бригада мастеров-надомников, которую возглавил Ф. Панко. В ней работали Г.Исаева, Н.Шулик, М.Шишацька, 3.Кудиш и прочие. Всех их объединяет общая художественная школа -они учились в свое время в Т.Паты, тем не менее каждого из них сохранил в росписях индивидуальный вкус, любимые орнаментальные мотивы и цветную гамму. Ф.Панко много и плодотворно работал над поисками новых сюжетов и форм подлаковой росписи. Так, он расписал замечательными цветами тарелку с надписью "Хвала рукам, которые пахнут хлебом", где роспись осуществлена на теле естественно дерева без шпаклевки и грунтовки. Экспансивная виртуозность, перенятая от Федора Панко его многочисленными учениками и последователями, была доминирующей тенденцией в рисовании 1970-х лет. Погоня за внешними эффектами постепенно приводила к потере художественной образности и "материальности" произведений, которые оборачивались или сплошным абстрактным фантазийным кружевом или на иллюстрациями песен, поэзий, сказок и т.п. с элементами "граничного" рисования. Это ощущала петриковская молодежь, которая пришла работать в 1970-х годах, и которая, в конце концов, будто "вспомнила" давнюю локальную традицию. Так, в конце 1970-х - начала 1980-х годов появились кое-что отличные от общей стилистики произведения Андрея и Марии Пикушив и их учениц Елены Зинчук и Наталки Рыбак. Фактически по смыслу то были художественные декларации благосклонности к традиции, а по форме - своеобразные реминисценции композиций старших рисовальщиц, которые в особенности заметны в сравнимые образцов, которые экспонировалось на разнообразных выставках.

Следующие художники Вера Тезик, Нина Турчин, Людмила Шулик, Владимир Глущенко, Анатолий Чорнуський, Федор Клешня, Надежда Кошляченко, Мария Поваренок, Мария Бельмас, Тамара Кудиш, Мария Портной и Нина Кириненко.

наследовали лучшие черты петриковского орнамента, принимали участие в областных и республиканских художественных выставках. Общими чертами их творчества есть разнообразие сюжетов и орнаментальных мотивов. Мастера пишут сказочные и декоративные панно, букеты из традиционных цветов в новой интерпретации, тематические панно, посвященные юбилейным датам и прочие. Относительно композиционной структуры, то новым в их произведениях является динамическое расположение главных элементов по диагонали. Кроме сложных тональных отношений основных и дополнительных цветов, часто встречается теплая или холодная цветная гамма. В отдельных случаях появляются и нейтральные (серые и черные) тоны живописи. Относительно техники выполнения, то она отмечается большим разнообразием приемов и привычек, применением темперы, гуаши и масляных красок.

Интересным явлением является также появление психологических элементов в сюжетных росписях, где с теплым народным юмором передано расположение духа героев. Своеобразным образцом творческого решения стал триптих, посвященный 50-летию Октябрьской революции, созданный Т. Кудиш. Сложный сюжет, образы рабочего и крестьянина, по-новому трактованные традиционные цветы (цветок-реторта, цветок-электролампочка) свидетельствуют о том, что художница удачно связала современность со старинным народным искусством. Любовно сохраняя традиционные мотивы и композиционные схемы декоративной росписи петриковцы развивают и обогащают его новыми элементами, их органическое соединение с традиционным растительным орнаментом указывает на прогрессивную жизненную основу, заложенную в народном искусстве.

К 1970-х лет петриковское рисование приобрело официально организованной производственной формы. То, что обобщенно именовали "художественным промыслом", было системой предприятий под руководством Министерства местной промышленности и союза художников: цех подлаковой росписи на базе художественно-производственной артели "Вильна крестьянка", позднее реорганизованной в фабрику сувенирных изделий "Дружба"; а в 1970 году был основан еще и экспериментальный цех петриковской росписи Художественного фонда УССР. Это было качественно другое, в сравнении с давней традицией, явление.

Некоторое время оба направления - тот, что подражал достижениям новейшего художественного промысла, и "фольклористичний", - сосуществовали, что объективно было полезной для молодых художников, так как предоставляло возможности плодотворного взаимообогащения. Со временем подчеркнутая декларативность уступила место взвешенной умеренности, мастера "повзрослели", сформировались и утвердились их художественные индивидуальности, ведь рисование 1980 - начала 1990-х лет - ярчайший явление второй половины XX столетие, которое определяется, с одной стороны, разнообразием авторских позиций, а с другого - стабильно высоким техническим уровнем произведений. Именно поэтому так тяжело выделить из этой блестящей художественной когорты ведущих мастеров. Вспомним художников родившихся в 1940-х годах, Анатолия и Нину Чернуських, Анну Самарську, Веру Тезик, Нину Турчин; в 1950-х годах -Валентину и Лидию Статив, Андрея и Марию Пікушів, Наталку Рыбак, Елену Зинчук, Надежду Коваленко, Тамару Самец, Надежду Васильківську, Наталку Калюгу; в 1960-х годах - Марию Стативу, Ірину Назаренко, Татьяну Лапшин, Валентину Панко; в 1970-х годах - Валентину Капець.

В конце XX столетие изменились функции традиционного петрикковского рисование. Оно утратило свою естественную "прикладность", то есть связь с крестьянской бытовой средой, и при новых условиях должно репрезентовать народное искусство как сувенир или как авторское произведение. Изменился и тип мастера, который обычно имел ту или другую форму специального образования, принимал участие в выставках, следил за общим культурным процессом и чувствовал себя художником декоративного искусства. Отсюда походит разнообразие художественных проявлений в поиске собственного "Я", характерная для послевоенной генерации.

С началом 1990-х лет мастера почти не рисуют на бумаге. Собственно, они создают композиции для больших художественных мероприятий и музеев, но, скорее, ради престижа, так как прожить из этого невозможно. Разрушение бывшей централизованной системы финансирования промысла и больших плановых закупок произведений заставило многих петриковцев искать новых рынков сбыта, предлагая возможному покупателю другие, более "прикладные" варианты рисования.

Однако с получением Украиной независимости началась новая волна возрождения украинского искусства. Но экономические трудность, которая возникли на пути становления украинской государственности, оказывали содействие некоторому упадоку многих народных промыслов. Ныне на первое место жизни выдвигает воспроизведение давних традиций, восстановление знаменитейших общин. И этот процесс уже происходит.

Традиции петриковской росписи распространились за границы села Петриковки. Достойными потомками петриковских мастеров явлются Тамара и Александр Вакуленки - жители Харьковщины.

В нашем магазине «Магазин одной улицы‎»‎ Вы имеете возможность купить шкатулку недорого, кроме того, магазин сувениров недорого souvenir.com.ua предлагает большой выбор подарков ручной работы таких как пивные кружкиукраинский оберег и многое другое. Вы можете купить наши сувениры и подарки во многих городах Украины, например в городе Харьков и выбрать у нас что-нибудь из украинского текстиля: рушник недорого, а также детские вышиванки цена и многое другое. Будем рады представить Вам мужские подарки в магазине souvenir.com.ua