Каталог товаров
Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи
Интернет-магазин украинских сувениров и подарков ручной работы - Souvenir.com.ua

        Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи


Декоративная роспись - это один из видов декоративно-прикладного искусства, которое предусматривает сюжетные изображения и орнаменты, которые создаются средствами живописи на стенах и других частях архитектурных сооружений, а также на предметах быта. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.

Произведения декоративной росписи выполняют масляными, темперными, гуашевыми, акварельными красками и керамическими красителями с дальнейшим выжиганием в керамических печах.
Декоративная роспись является традиционными видом искусства, который издавна распространен в Украине. Он и в наши дни занимает видное место в творчестве народных художников.
Еще во времена расцвета Киевской Руси народные мастера украшали декоративной росписью интерьеры и экстерьеры зданий, домов, жилья князей и знати, предметы домашнего употребления, детские игрушки, оружие, музыкальные инструменты, деревянные шкатулки, разделочные доски и т.п..

На протяжении многих столетий в разных регионах Украины формировались местные школы декоративной росписи со своим характером выполнения орнаментальных мотивов, большей частью растительных: цветов, деревьев, стеблей, плодов и.т.п. Немало мастеров рисуют в своих композициях зверей, птиц, людей, пейзажи и сложные композиции, в которых разные орнаментальные мотивы объединяются с изображением животных и людей. Звери, птицы, растения, цветы изображаются своеобразными: как реальными, так и родившимися творческим воображением и фантазией народных художников.
 

        Народный художник Украины - Мария Примаченко.


Среди большого числа известных украинских народных художников в особенности яркой звездой вспыхнул талант народной художницы Украины, лауреата государственной премии имени Т. Г. Шевченко - Мари Примаченко. А жила и создавала Мария Примаченко в селе Болотня, что расположенное неподалеку от Киева.
Ее композиции декоративные и оригинальные.

Орнаментальность - первооснова народного декоративного искусства, а симметрия в ней - закономерность организации цветных пятен и масс. У Марии Примаченко и композиция, и цвет несут глубокую содержательную нагрузку. В изображении цветов прослеживается неразрывная связь Марии Примаченко с народным воображением о добре и красоте в народном фольклоре.
Земля - сад, огород, поле сплошь покрытые замечательными цветами и плодами - это "Райские кусты": вечный образ счастья и мира. В своих цветах она идет от крестьянских вышивок, ковров, декоративной живописи "малевок". С ними ее картины-панно роднит также принцип строгой симметрии, повторение орнаментальных форм. В основе композиционных схем - неразрывный синтез декоративного и изобразительного, что свойственно и народному творчеству, и живописи Марии Примаченко.

Большие синие астры в красном цвете воспринимаются торжественно и вместе с тем обыденно; белые, обведенные розовой краской, цветы в желтом горшке на синем фоне - это изысканность с признаками лиризма, сюжет с темно-красными георгинами в синем горшке на оранжевом фоне, подобно органной музыке, вызывает звуковые ассоциации торжественности и праздничности. Живопись цветов фантастически богата, в их изображении талант М. Примаченко излучает высшую правду искусства, фантазии.

Всю свою жизнь М. Примаченко рисовала, кроме цветов, еще зверей, рыб, птиц. Если бы собрать их вместе, то образовался бы большой, овеянной мечтой, замечательный сказочный мир. Осматривая созданный художницей мир зверей, ощущаешь ее внутреннюю целостность, соразмерность, завершенность. Примаченко населила мир домашними животными и лесными жителями, небесными птицами, болотными животными, океанской рыбой; зверями добрыми и улыбающимися, ласковыми и злыми, хищными, страшными; зверями, которые живут на Полесье, в далекой Африке ли в Киевском зоопарке; увиденными в книжке и родившимися воображением. Существуют они вместе в едином, нераздельном пространстве творческой фантазии художницы: смеясь и плача, дружа и враждуя, они образовывают многоликую, но гармоническую целостность, в которой уравновешенные добро и зло, красота и уродство, реальность и фантастичность, мир животных и мир людей.
 

        Народный художник - Екатерина Билокур.


Совсем другой мы видим у народнуй художницы Екатерину Билокур. Она рисовала масляными красками, но ее живопись матовый, краски не блестят, мазки мелкие, часто проступает холст, фон чистый, цвет синий или голубой.

Подрамник Екатерина Билокур использовала один для многих картин, холст закрепляла шпагатом. После окончания работы художница снимала картину, а на ее место крепила другой холст. Этот прием аналогичный креплению холста у вышивальщиц. Эти приемы работы свидетельствуют о тесной связи методов работы художницы и вышивальщиц, которые формировалось на протяжении столетий. Основное у Екатерины Билокур - это хлеб и цветы. Цветы, изображенные в венке, растут от весны к глубокой осени. На картинах художницы сосуществуют насекомые, птицы, деревья, цветы, фрукты, овощи, хлеб и немало другого. Все растительное царство живое, динамическое. Колос, цветы, фрукты, овощи - это не просто объекты отображения, а растительные символы, образы жизни. Немало композиций традиционно симметричные, что является характерной особенностью древнего народного и прикладного искусства. Но симметрия эта своеобразная - она проходит большей частью по диагонали, ее правая часть не всегда повторяет левую. Другая характерная особенность в творчества художницы связанная с архаичностью. В центре многих картин, на самом видном месте изображены хлеб, зерно, пшеничные колоски. Одна из ее картин так и называется "Царь-колос". Е. Билокур, кроме масла, рисовала и акварелью. Правда, по ее собственному определению, это была живопись для нее менее любимый и желательный. Как известно из высказываний художницы, людей рисовать она любила меньшее, чем цветы, а пейзажи, выполненные акварелью, находятся на периферии ее творчества. Как определяют ведущие специалисты по изобразительному искусству, наилучшими в творчества Е. Билокур являются цветы и плоды, которые оживают на холсте, так как наделенные трепетным колоритом, в котором мирно сосуществуют все цвета радуги. Как вспоминают очевидцы, художница брала каждый цветок, растеньице, ставила их в стакан с водой и рисовала с натуры. В ее картинах нет перспективного изображения предметов, а есть динамичность, которая сближает ее произведения с давним искусством иконописи.

Все элементы на картинах Билокур идеально нарисованны с мельчайшими деталями: прожилками листочков, стеблей, тычинок цветов. И хотя количество элементов -- цветов, растений, листков, овощей, фруктов - впечатляющая, композиция не распадается, а держится вместе, оставляя впечатления завершенного, замкнутого мира, при этом ни одна деталь картины не теряется, а наоборот, выигрывает среди себе подобных.

Рисовала Екатерина Билокур тоненькими кисточками, часто самодельными, В отличие от всех профессионалов, которые рисовало от больших, общих цветных пятен к мелким деталям, художница делала все наоборот: от маленьких деталей - к целому, общему, законченному произведению. Художница тоненькой кисточкой, будто иглой, рисовала цветок к цветку, аж пока вся картина не была завершенной.

Эта техника подобна украинской вышивке, если деталь к детали, цветок к цветку - постепенно рождается завершенное произведение. Живопись Екатерины Билокур - это будто вышивка масляными красками на холсте. Украинская народная вышивка венчает собою весь продолжительный процесс от выращивания лена к тканью холста и вышивание. В давность женщины своими силами сеяли лен, присматривали его, снимали волокно, изготовляли нити, ткали холст, отбеливали его, а завершением этого процесса было вышивание. Е. Билокур, за ее собственным признанием, пряла, ткала, белила и вышивала также. Существует глубокая родственность между живописью Е. Билокур и вышивкой. Если у художницы композиция разрасталась и выходила за пределы рамы, она совершала довольно своеобразно: снимала холст и дошивала к нему дополнительный, не грунтований кусок, делала это грубыми нитями, не маскируя шва. Таких работ у Екатерины Билокур есть несколько.
Для Е. Билокур холст - это материал, к которого можно дошивать дополнительные куски ткани в неограниченном количестве. ее живопись венчает и раскрывает идею холста как вышивки народных майсетров, как современных, так и тех, что жили и создавали много веков поэтому. Таким образом, в масляной живописи гениальной художницы происходит внутренняя связь между объектами отображения и средствами отображение, плоскостью, на который все творится, и красками. Выявление этих связей разрешает проследить виток творчества в народных тради циях, которые своим корнем достигают глубокой давности.
 

        Параска Хома - художница с Ивано-Франковщины

В западных областях Украины народная живопись не приобрела такого распространения, как в центральное и южной Украине. Но сюжетно-декоративное рисование Прасковьи Фомы - художницы с Ивано-Франковщины - обозначенно высоким профессиональным уровнем художественного мастерства, яркой творческой индивидуальностью автора.

Процесс формирования творческой индивидуальности П.Фомы был сложным и продолжительным. С детства она восхищалась рисованием и вышивкой. Вышивкой Прасковья Фома разукрашивала бытовые вещи и одежда. Первые ее самостоятельные рисунки увидели мир в 1968 году. Это такие творческие композиции, как "Золотое лето", "Луки", "Солнце сходит" и т.п..
Художница живое в селе, работает в поле, и потому одной из основ ее творчества является ежедневное общение с природой, людьми и другими источниками, которые питают творческое воображение художницы, - народными пересказами, легендами, песнями, на которые так богата Гуцульщина, Свои композиции П. Фома объединяет в серии, которые состоят из 10-15 мальовок и раскрывают определенный замысел автора. Изображая окружающий мир, художница не идет путем натуралистического копирования, она свободно и творчески осмысливает натуру, достигая символической образности, большой художественной выразительности. Поэтическое творчество народа, история родного края, не раз вдохновляла Прасковью Фому на создание оригинальных сюжетных произведений.

Такой является ее "Бондаривна". Композиция произведения выполненная в виде венка, внутри которого изображенная девушка-крестьянка в национальной одежде Покутья XVIII ст. Творчество Прасковьи Фомы следует рассматривать как интерпретацию современности, выраженную персонификацией изображаемых цветов, композиционным порядком мальовок, символикой цветов. Синтез реального мира и оптимистичной народной символики помогает автору раскрыть заложенное в произведении содержание. Примером этого могут служить композиции "Новогодняя фантазия", "Жар-птица", "Георгинвы", "Папоротник цветет". В особенности интересное последнее произведение. Радость бытия, творческой работы ощущаются в мажорном звучании красно-вишневого цвета фона. В большинства мальовок мастерица придерживает традиционной для украинской народной живописи композиционной схемы вазона ("Цветы в корзине", "Гвоздики в вазоне", "Ромашки") или дерева жизни ("Гвоздики в венке", "Цветы в солнечный день"), но есть и композиции, подчиненные теме движения. Многочисленная группа листьев воссоздает сюжеты известных в народе песен, сказок, поэтических произведений. Сюда относятся такие композиции, как "Соловьиная песня", "Бархатцы", "Ой вербиченько", "Любисток", "Лесная песня". Для них, как и для большинства произведений народного искусства, характерна свободная симметрия, композиционная уравновешенность, которая достигается ритмическим чередованием цветов. Живопись художницы глубоко народна и вместе с тем ярко индивидуальный. Рисует П.Фома акварельными красками, иногда использует зеленую тушь, разбавленную гуашью. Сначала она делает карандашом набросок всей мальовки, а после выполняет ее в цвету. Характер композиции, величина цветов, их форма и цвет раскрывается автором в зависимости от темы произведения. Мастерица делает это виртуозно и быстро, поэтому складывается впечатление, будто у нее в памяти вызрел готовый эскиз всего рисунка, продуманный к наименьшим деталям, которые она механически воссоздает на бумаге.
 

        Народные мастера - сестры Ирина и София Гоменюк

Знакомясь с уманской росписью, следует отметить прежде всего народных мастеров - сестер Ирину и Софью Гоменюк, которые являются яркими представителями этого вида народного искусства. Мастерицы ощутили, выстрадали и отобразили в своих произведениях, любая по-своему, ту совершенную эстетичную гармонию, которая никогда не бывает в природе. Такие произведения И. Гоменюк, как "Степные маки" и "Степной сорняк" - наиболее характерные для уманской народной росписи. Здесь свое видение природы и свое художественное звучание. Довольно свободное компановка на плоскости элементов (цветов, листков, стеблей и т.п.), отсутствие строгой симметрии, характерный ритм элементов, которые создают впечатление, что стебли сорняка на картине "Степной сорняк" свободно движутся под дыханием ветра. В другой картине "Степные маки", по характеру более статичной в центральной части, также присутствует динамика, в особенности в правом и левом верхнем крае.

Элементы росписи большей частью направленные вверх, создают определенный ритм, который характерный для всей картины. Цвета росписи насыщены, яркие, сочные.

 

        Федор Панко - выдающийся представитель петриковской школы декоративной росписи

Главным центром украинской декоративной живописи, где сложилась своя школа, является село Петриковка на Днепропетровщине. Рисунки петриковських мастериц и мастеров - это импровизации выполнены легко и виртуозно, преимущественно на белом фоне. Художники используют самодельные кисти, анилиновые, акварельные, темперные или гуашевые краски, разбавленные на яичном желтке. Петриковская роспись широко известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
На чем же основны приемы выполнения рисунка и средства, благодаря которым достигается эмоциональная выразительность этих произведений? Выдающийся композиционный принцип любого произведения - организация пространства. Относительно петриковской росписи, следует подчеркнуть, что именно организация пространства играет здесь главную роль, но ни в одном случае не механическое заполнение его. В произведениях лучших мастеров петриковской росписи белый фон приобретает содержательность и активность. Оно трактуется как одно из средств художественной выразительности, значение которого далеко не ограничивается функцией подсвечивания краски и усиление ее формы и звучности. Это, в сущности говоря, белый цвет, в котором стебля и листья, цветы и бутоны именно "прозревают", а не просто нанизываются на условную линию схемы. Отсюда и та удивительная техническая упругость "вазонов", "бегунков", "букетов", которые как бы излучают жизненную силу, без какаго-либо натурализма выражая своей красотой глубокие идеи постоянного движения природы, суть вечных процессов воспроизведения. Композициям классической петриковской росписи присуща равновесная масштабность мотивов относительно соседних элементов и целого листа, четкий ладовый интервал (а не постепенная, едва заметная растяжка) в нарастании размеров отдельных элементов, которая напоминает аккордовые созвучия в народной диатонической музыке. Важная роль принадледжит гармоническому контрасту. Острое чередуется с округлым, прямая линия - с волнистой, большие элементы :- с мелкими и т.п., основные краски спектра сопоставляются с дополнительными.

Так, главная цветовая гамма классического петриковской росписи - красно-зеленая, а побочная - желто-синяя. Средства выразительности очень лаконичные, зато используются они в полную силу. Лишь из двух-трех первоэлементов (линия, оттиск, пятно) получается многообразие мотивов, хотя в каждой отдельной работе их количество также ограничено. И живая импровизация дает бесчисленное количество вариантов.

Одним из ярчайший представителей прославленной петриківської никогда декоративной росписи есть Федор Панко - художник талантливый и самобытный. Родился он в селе Петрикрвка. С детства художник наблюдал красоту южной степи и обворожительность и неповторимость народного искусства росписи. Подробно изучив традиционный петриковскую роспись, мастер не ограничился лишь традиционными элементами, он пристально изучает в натуре разнообразные растения и цветы и создает новые орнаментальные мотивы: колоски разных злаков, цветы подсолнуха, горох, хмель, пушистую головку одуванчика и т.п.. Беря из натуры формы реальных птиц - павлина, петуха или фазана, он иногда объединяет отдельные элементы и создает образ сказочной жар-птицы. Художник восхищается скромной и незаметной серой кукушкой и часто рисует ее на веточке с ягодами красной калины - символом девичьей красоты.

О способности автора изобразительными средствами создавать сложные психологические сюжеты проговаривает серия живописных панно, выполненных темперой на картоне, объединенных общей темой "Легенда про пстриковскую вишю". Интересно проследить, как удачно осуществляет свой замысел художник, используя эмоциональное влияние цветов в этой серии. Они то гармонично спокойные, тональные в сцене свидания влюбленных, то тревожные, контрастные в картине, посвященной годам тяжелого времени. А на последнем, заключительном панно серии, на синем, спокойно-величественном фоне неба изображенна бело-красная петриковская вишня, выросшая на могиле влюбленных. Она стоит, будто древнее дерево жизни, будто символ победы над смертью. Такое образное освещение темы - безусловно, новое явление в искусстве петриковцев.
Интересным явлением в творчества художника является разнообразие деревянной посуды, росписью которого он продолжил традиции старинного петриковского искусства и вместе с тем стал новым и современным. Это тарелки, декорированные орнаментом, ложки, блюдо с писанками и т.п.. Следует заметить интересные технические поиски мастера в этой области: Здесь тмеет место и подлаковая роспись, и роспись темперой без лака, и специальный лак для столовой посуды. Со временем Федор Панко все большее восхищался творчеством Тараса Шевченко, Олеся Гончара, украинскими песнями, легендами, фольклором.

Он выполнил два портрета Т.Шевченко: на первом изобразил Великого Кобзаря в шапке и кожухе на фоне красных цветов, а на второй - в вышитой рубашке среди расцветших подсолнухов. Панно "Гайдамак" написано в красной гамме на фоне красного дерева. В холодной зеленоватой тональности выполненное панно "Ревет и стонет Днепр широкий" - своеобразный образец декоративного жанра. Интересным своей пластичностью и ритмикой является декоративное панно "Журавли и подсолнухи".
В лирическом ключе раскрыты поэтические образы женщин из поэмы Кобзаря "Лилея" и "Тополь". Портретами Т.Шевченко, органически связанными с цветочным орнаментом, мастер украсил декоративную вазу и тарелку из дерева. Несколько декоративных ваз Федор Панко расписал по сюжетами Шевченкових стихов - "Течет вода из-под явора", "Сычи в роще перекликались" и т.п.. Даже бандуру художник расписал по любимым сюжетом многих поэтических произведений Т Шевченко - "Кукушки на калине". Ф. Панко попробовал использовать петриковскую роспись для оформления интерьеров, а также других архитектурных сооружений.
 

        Заслуженный мастер народного творчества - Татьяна Пата, ее ученики

Целую плеяду мастеров декоративной росписи, с творческой деятельностью которых связан новый этап развития народного искусства Украины, воспиталf заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата. Она обогатила традиционный петрикивский орнамент новыми оригинальными композициями и своеобразным колористичним решением. К когорте ее учеников принадлежат народный художник Марфа Тимченко, заслуженный мастер народного творчества Федор Панко, Вера Павленко, Галина Павленко-Черниченко. Каждый из них принес свой почерк, свое творческое кредо. Жизнерадостность, красота и лиризм, художественная выразительность характеризует произведения мастеров Киевщины Анни Собачко-Шостак, Прасковьи Власенко. Для творчества Анни Собачко-Шостак характерная неисчерпаемая фантазия при создании сложных орнаментальных композиций, в которых среди роскошных цветов изображенные птицы, рыбы, фантастические существа, которые органически вплетенные в растительный орнамент.

Только у нас в магазине Вы имеете возможность льняные салфетки купить, а так же, hand made магазин souvenir.com.ua рад предложить множество товаров ручной работы таких как магнитик на холодильникобереги украины и многое другое. Вы можете купить наши сувениры и подарки во многих городах Украины, например в городе Львов и выбрать у нас что-нибудь из украинского текстиля: украинские платья вышиванки, а также вышиванки девочки киев и многое другое. Будем рады представить Вам подарки для мужчин в магазине souvenir.com.ua