HomeПодарки и традицииСвадебные традиции в Германии
Каталог товаров

Интернет-магазин украинских сувениров и подарков ручной работы - Souvenir.com.ua

Свадебные традиции в Германии

Брачный возраст в те или иные периоды в разных землях Германии был различным, что в известной степени обуславливалось многочисленными войнами, которые вела Германия на протяжении всей своей истории, и связанными с ними экономическими трудностями.

В средневековье брачный возрастной порог был очень низким. Так, помещики предписывали своим зависимым крестьянам: девушкам выходить замуж в 14 лет, парням жениться в 18. Также и в городах, в бюргерской среде, девушки вступали в брак в 14-15 лет, а обручение уже иногда происходило в 8-летнем возрасте.

Нередко в крестьянской среде, например, в Баварии и других землях парень женился лишь после смерти своего отца, если тот не давал согласия на брак. Случалось, что у подобных пар уже были дети, но не было официальной регистрации брака.

По официальному законодательству начала 20 века, мужчина не мог вступать в брак до совершеннолетия (21 год), девушка выходить замуж до 16 лет. В наши дни минимальный брачный возраст для обеих сторон по закону составляет 18 лет.

В 19-20 веке в некоторых областях Германии большую роль в жизни сельского общества играли юношеские и девичьи союзы, в которые принималась молодежь в возрасте 16-18 лет. Это помогало молодым людям присмотреться друг к другу. Прием в союз «взрослых парней» или «взрослых девушек» был важным событием в жизни молодежи, проходил торжественно, с особым церемониалом.

Члены этих молодежных союзов имели определенные обязанности по отношению к общине: девушки заботились об украшении цветами и зеленью к праздникам церкви, капеллы, а также других общественных построек. При выполнении тяжелых работ (например, очищении источников) им помогали юноши. Вплоть до наших дней (например, в пригородах Кельна, Бонна и других городов) сохранился широко распространенный в 19 веке обычай «продажи» девушек с аукциона.

До 18 века аукциона не существовало, а девушек разыгрывали в Рейнланде, как и в других немецких землях по жребию. Разыгрывали девушек в возрасте от 16 до 28 лет. Парень должен был идти вечером к доставшейся ему по жребию девушке. Если она не пускала его к себе, он обязан был поставить парням водку. Если в Северной Баварии парню нравилась девушка, то он в первое же совместное посещения трактира давал ей кусок белого хлеба. Если девушка принимала хлеб и позволяла парню проводить ее, это означало, что симпатия взаимна.

В конце 19-начале 20 века свадьбе предшествовал предсвадебный период разной длительности. Хотя решающим по-прежнему оставалось слово родителей (по семейному праву законнорожденный молодой человек, достигший совершеннолетия, при вступлении в брак должен был заручиться согласием отца, внебрачный - матери), тем не менее, молодые люди присматривали себе невесту сами. Прежде чем заслать сватов, парень стремился где-нибудь на улице, как бы случайно встретить полюбившуюся ему девушку и узнать у нее, согласна ли она будет стать его женой. В некоторых областях Германии бытовал и такой обычай: если жениху отказывали, то на крышу его дома ставили старую корзину, чтобы все узнали о его позоре.

В прошлом жених и невеста во время обручения обменивались подарками, которые закладывали основу их общего хозяйства. К концу 19 века, особенно в городе, подарки потеряли свое прежнее значение и фактически играли символическую роль - стали знаком любви и внимания. В западном Эйфеле в начале 20 века жених обычно дарил невесте свадебные туфли, а невеста жениху - свадебную рубашку. До 20 века ткань на рубаху невеста ткала сама. Подаренную рубашку он надевал только на свадьбу, второй раз она надевалась на хозяина только в день смерти.

В народе считали, что в период между обручением и свадьбой брачующимся, особенно невесте угрожает опасность. Поэтому она не должна была по вечерам выходить на улицу или, если это было крайне необходимо, в этот период накрывала голову платком. В течение всего этого времени она носила при себе «волшебные защитные травы». Вечером перед первым оглашением парни поднимали стрельбу перед домом брачующихся, стучали кувшинами, крышками, горшками, чтобы отогнать злых духов. Среди зажиточных слоев населения в этот день приданное невесты выставлялось для всеобщего обозрения.

В подготовке к свадебному торжеству принимали участие не только родственники, но и все приглашенные, особенно ближайшие соседи. Они приносили посуду, столы, скамьи, молоко, масло, сметану, яйца для приготовления свадебного угощения; украшали помещение. Все это свидетельствует о том, что свадьба рассматривалась в то время не только как личное дело самих молодоженов и их семей. Но и как дело общественное.

До конца 19 века наиболее благоприятными днями для свадеб считались вторник и четверг. Вторник связан с древне - германским богом Циу. Четверг посвящен богу грозы Донару, являвшемуся также покровителем свадеб. На севере Германии традиционным свадебным днем считалась пятница. Название пятницы указывает на связь с древнегерманской богиней любви Фрией.

Церковь запретила устраивать свадьбы в пятницу по той причине, что в пятницу был распят Христос. Продолжительность свадьбы в прошлом достигала недели и лишь к концу 19 века сократилась до одного- двух дней.

Выбор дня свадьбы и ее продолжительность нередко зависели от социального положения брачующихся. В 20 веке в зажиточных семьях свадебными днями считались вторник, четверг и суббота, а в бедных - утро воскресенья. В кругу средних слоев свадьба обычно справлялась в субботу и длилась один день. В городах в рабочей среде свадьбу чаше стали праздновать в ранние часы (до полудня) воскресенья. Само название свадьбы Hochzeit, буквально высокое время, свидетельствует о том, что народ рассматривает это событие как праздник, как своего рода кульминацию в жизни человека.

В этот день с утра гости собирались в дом, где должна была состояться свадьба, на «суп невесты». В прошлом гости жениха сходились в доме его отца, гости невесты - в доме ее родителя. Во второй половине 19 века, если жених и невеста были из одного селения, обычно все гости объединялись, собираясь в доме отца невесты или в трактире, если свадебный обед устраивался там.

В 19 веке, особенно в первой половине, гости ели хлебный суп перед тем, как отправиться в церковь. Хлебный суп- это мясной бульон с накрошенным в него хлебом, собранный невестой во время приглашения гостей на свадьбу. «Утренний суп» символизировал единение всех участников свадебного торжества, связь молодых с общиной. Обычно жениху и невесте следовало, есть его из одной тарелки. Иногда этот суп жених с невестой ели еще до свадьбы в доме жениха, когда невеста прибывала туда со своим приданным. В таком случае в суп клали, например, немного корма, предназначенного для скота и мелкие кусочки дерева, отщепленные от домашней утвари, чтобы привязать молодую хозяйку к новому дому и скоту.

Светские и духовные власти неоднократно запрещали обычай «утреннего супа», чтобы свадебная процессия не прибывала в церковь уже навеселе, но народ продолжал придерживаться этого обычая.

В Германии было принято, чтобы венчание происходило до 12 часов дня, при усиливающимся свете. Полагали, что это будет способствовать возрастанию счастья в браке. За этим строго следили, и если почему-либо венчание задерживалось, то стрелки церковных часов переводили назад.

До конца 19 века сохранились некоторые приметы и суеверия, в том числе и магического характера, связанные с днем свадьбы. Если в этот день стояла штормовая погода, то считалось, что семейная жизнь будет бурной. Если в день свадьбы на венок невесты попадал дождь, то это предвещало несчастье в браке. По пути в церковь нареченная не должна была оглядываться, так как это сулило ей второй брак. На севере страны считали, что если на невесте в день свадьбы будет жемчуг, то в браке ее ждут слезы. В других местах жемчуг входил в наряд невесты. В некоторых провинциях считали, что жениху с невестой следует подходить к алтарю, плотно прижавшись, друг к другу, иначе между ними пробежит нечистая сила и случиться несчастье. Во время венчания каждый из молодоженов стремился при обмене кольцами положить свою руку сверху, быстрее встать с колен после венчания, поскольку считалось, что тот, кто это сделает первым, будет верховодить в доме. В раннем средневековье, когда жених наступал на ногу невесте, считалось, что брачный договор заключен. Если при обмене кольцами падало кольцо одного из молодоженов, последнего ждала смерть.

Довольно хорошо в народе была разработана символика, свидетельствующая о целомудрии невесты. До начала 20 века невесты, потерявшие девственность еще до свадьбы, венчались без венка, в 20 веке они венчались в черном костюме и открытом (незамкнутом) венке, тогда как целомудренная невеста - в белом платье и замкнутом венке.

С возвращением молодоженов из церкви в дом также связаны некоторые суеверия. При входе в дом молодожену подавали бокал вина. Он отпивал немного и передавал его молодой супруге, которая, допив вино, бросала его через голову. Если бокал разбивался, то это означало, что брак будет счастливым. В некоторых местах невеста разливала остатки вина из бокала вокруг жениха, чтобы крепко привязать его к себе.

У немцев принято отмечать следующие годовщины свадьбы:
Бумажная- 1 год;
Кожаная- 3 года;
Деревянная- 5 лет;
Стеклянная- 10 лет;
Хрустальная- 15 лет;
Медная- 20 лет;
Серебряная 25 лет;
Жемчужная-30лет;
Рубиновая- 40 лет;
Золотая- 50 лет;
Алмазная- 60 лет;
Железная- 65 лет;
Последняя- 70 лет.
Поскольку до последней свадьбы мало кто доживал, отмечали 67,5 лет совместной жизни (каменную свадьбу)

Л.В. Аксенова

У нас в интернет-магазине Вы имеете возможность купить детскую вышиванку в интернет магазине недорого, кроме того, интернет магазин подарков souvenir.com.ua рад предложить множество товаров ручной работы таких как резьба по дереву киевкрасивые шкатулки и многое другое. Вы можете купить наши сувениры и подарки во многих городах Украины, например в городе Днепр и выбрать у нас что-нибудь из украинского текстиля: маленькие куклы мотанки, а также кукла мотанка берегиня и многое другое. Будем рады представить Вам оригинальные подарки для мужчин на сайте souvenir.com.ua